Онлайн-журнал для врачей, новости и события в мире медицины
Вестник #37

Музыка по рецепту: уникальный способ улучшения сна и поддержания активного бодрствования

Авторы: Т. А. Сурненкова

Сон играет важную роль в поддержании физического и психического здоровья населения. Нарушения сна широко распространены в современном обществе: около 27% населения в целом сообщают о симптомах бессонницы [20]. Бессонница характеризуется неудовлетворенностью качеством, продолжительностью или непрерывностью сна, например проблемами с засыпанием, поддержанием сна, ранними утренними пробуждениями или жалобами на невосстанавливающий сон [18].

Чтобы соответствовать диагностическим критериям бессонницы, человек должен испытывать трудности со сном не менее 3 ночей в неделю в течение как минимум 3 мес с сопутствующими нарушениями дневного функционирования или благополучия [6].

Как правило, когда у людей появляются симптомы бессонницы, они чаще всего не обращаются за профессиональной помощью [14]. Вместо этого многие используют различные стратегии самопомощи для улучшения сна. Некоторые принимают успокоительные препараты на основе растительных компонентов или биологически активные добавки для улучшения сна, другие следуют советам по гигиене сна, делают физические упражнения или используют различные способы релаксации. Если бессонница сохраняется и переходит в расстройство с сопутствующими дневными нарушениями, такими как сонливость, снижение концентрации внимания, раздражительность, вероятность обращения за профессиональной помощью увеличивается [18]. Несмотря на широкое использование снотворных препаратов, в качестве терапии первой линии при расстройстве сна рекомендуется когнитивно-поведенческая терапия бессонницы (КПТ-Б) [21].

КПТ-Б обычно состоит из нескольких элементов, включающих гигиену сна, обучение релаксации, терапию контроля стимулов, терапию ограничения сна и когнитивную терапию. Несмотря на хорошие результаты, психологические и поведенческие методы лечения используются недостаточно, возможно, потому что они требуют значительного времени и усилий от пациента. Кроме того, существует проблема доступности, поскольку в этой области относительно мало хорошо подготовленных специалистов [15]. Онлайн-технологии находятся на этапах тестирования и пока еще не получили широкого распространения. Поэтому фармакотерапевтические вмешательства в лечении бессонницы по-прежнему широко применяются [22]. Тем не менее существуют серьезные опасения по поводу долгосрочного использования этих лекарств из-за риска злоупотребления, зависимости и побочных эффектов, таких как остаточная дневная сонливость, когнитивные нарушения, ухудшение координации и риск падений, особенно у пожилых людей, а также повышенная смертность [8].

Учитывая текущие ограничения когнитивно-поведенческих и фармакологических подходов к лечению бессонницы и тенденцию большинства людей не обращаться за профессиональной помощью при возникновении трудностей с началом или поддержанием сна, стратегии самопомощи являются наиболее эффективным подходом к борьбе с бессонницей у взрослых. Среди них распространено прослушивание различных музыкальных произведений [7], а поиск в Google по словам «музыка» и «сон» выявляет огромный рынок музыки для релаксации и сна.

В разные годы музыкальная терапия изучалась при различных физических и психических заболеваниях, таких как снятие боли [13], психиатрических заболеваниях, например при депрессии и тревожности [11], болезни Альцгеймера [9], и в качестве терапевтического подхода для детей с диагнозом расстройства аутистического спектра [8]. Исследования включали прослушивание широкого спектра произведений от классической релаксирующей музыки до современных ambient-композиций с медленным темпом и регулярными ритмами.

Российские ученые под руководством профессора, доктора медицинских наук Я. И. Левина разработали уникальный метод лечения нарушений сна, вегетативных и тревожных расстройств, депрессии, повышения адаптивных возможностей здоровых людей, работающих в условиях в условиях дефицита времени при необходимости принятия важных решений, – энцефалофонию (от др.-греч. ενκεφαλος – головной мозг, φωνία – звучание) или «музыку мозга» [2]. Принцип метода заключается в регулярном прослушивании пациентом (или здоровым человеком) музыкального файла, полученного путем преобразования его электроэнцефалограммы (ЭЭГ) в музыку с помощью специальных методов компьютерной обработки, в результате чего естественным образом улучшается функциональное состояние головного мозга.

Суть метода в том, что внешнее звуковое воздействие на человека осуществляется в виде создания музыкальных звуков путем параметрического изменения их высоты, громкости и длительности в критериальной зависимости от изменения дискретно-текущего значения характерного обобщенного параметра частотного спектра преобразованного биоэлектрического потенциала головного мозга. При этом из зарегистрированной графической информации ЭЭГ выделялись временные интервалы одинаковой длительности, затем их преобразовывали по методу Фурье в частотный спектр, определяли для каждого спектрального интервала обобщенный безразмерный параметр, в числовом промежутке между минимальными и максимальными значениями этого параметра выстраивали пропорциональную шкалу параметров музыкального звука, определяли для каждого спектрального интервала по его численному значению обобщенного безразмерного параметра соответствующие значения параметров музыкального звука и преобразовывали их посредством звуковой карты в звуковые сигналы, генерируемые в последовательности нот [1]. Созданная таким образом мелодия записывалась в виде двух файлов (релаксирующий и активирующий). Релаксирующий трек способствовал погружению в сон, а активирующий – поддержанию бодрого состояния.

Для оценки эффективности и безопасности метода «Музыка мозга» и в соответствии с требованиями доказательной медицины были проведены двойные слепые плацебо-контролируемые исследования, в которых в качестве плацебо использовалась «Музыка мозга» другого пациента. Результаты этих исследований и составили доказательную базу применения данного метода, который наряду с высокой эффективностью оказался совершенно безопасным, что подтверждалось отсутствием каких-либо побочных действий или осложнений при его использовании.

В настоящее время наибольший опыт применения «Музыки мозга» накоплен в области лечения хронической бессонницы, депрессии, панических атак и других тревожных состояний, а также повышения адаптации здоровых людей.

Результаты применения метода «Музыка мозга» у здоровых людей

У здоровых людей применялась следующая схема регистрации ЭЭГ, ее обработки и преобразования в музыку. Вначале регистрировалась ЭЭГ в течение 5 мин. При регистрации использовались 4 монополярных отведения: лоб справа и слева, центр справа и слева. Проводился визуальный анализ (с помощью функции просмотра) всех секторов ЭЭГ (по всем каналам) и удаление артефактных секторов (двигательных, электродных и т. п.). Затем отредактированная ЭЭГ преобразовывалась в релаксационный и активационный варианты музыки. Для всех отведений использовалось классическое фортепиано.

Студенты. Эта группа была представлена людьми, привыкшими готовиться к экзамену в последнюю ночь. В течение ночи перед экзаменом, в процессе подготовки, они один раз в час слушали активационную музыку. При этом им не разрешалось пить кофе и крепкий чай. Экзамены были сданы успешнее, чем в предыдущие сессии, и оценки были на 1 балл выше: обычно – 3,2 балла (средний по группе); после «Музыки мозга» – 4,1 балла (средний по группе).

Спортсмены. Они прослушивали рекомендованные сочетания релаксационной и активационной музыки не менее 3 раз в день в течение 1 мес. В результате по их самоотчетам и по мнению тренеров спортсмены успешнее выступали на соревнованиях, лучше концентрировались в необходимые моменты, а также быстрее расслаблялись после соревнований.

Управленцы. Эти формально здоровые люди нередко имели пограничные значения балльной анкеты сна и повышенные показатели реактивной тревожности. Они слушали релаксационную и активационную музыку от 1 до 3 раз в день (по индивидуальному плану) в течение 1 мес. По их самоотчетам улучшился ночной сон, а также улучшилась переносимость ежедневных нагрузок, они стали спокойнее, что соответствовало снижению уровня реактивной тревожности.

Несомненно, интересные данные были получены французскими исследователями A. Nicolas и P. Lemoine (Клиническое объединение биологической психиатрии Госпитального специализированного центра Левинатье, руководитель – доктор Патрик Лемуан, Лион, Франция), изучавшими влияние «Музыки мозга» на сон здоровых испытуемых. Испытуемые субъективно оценивали сон (опросник балльной оценки сна, общая удовлетворенность сном) и настроение (опросник Бэка) в течение 3 нед [5]. 1-я неделя была базовой, в течение 2-й недели испытуемые слушали свою музыку, полученную по обычному (ранее постоянно используемому) алгоритму преобразования, в течение 3-й недели они слушали музыку, полученную с использованием другого алгоритма преобразования (плацебо). Прослушивание включало релаксационную музыку непосредственно перед засыпанием (длительность музыки от 5 до 10 мин) и активационную музыку сразу после пробуждения (длительность музыки от 1 до 3 мин). Было отмечено достоверное улучшение (снижение) показателя теста Бэка в 14-й и 21-й дни по отношению к 7-му дню, несмотря на то что в фоне этот показатель также был низким.

Также отмечено снижение количества пробуждений во время сна при сравнении этих показателей между 7-м и 14-м, 7-м и 21-м днями. Также изменялась суммарная балльная оценка сна: на 7-й день – 22 балла, на 14-й день – 25 баллов, на 21-й день – 24 балла. Между показателями 14-го и 21-го дней достоверных различий не выявлено. Таким образом, «Музыка мозга» индуцировала, по мнению этих исследователей, значимое субъективное улучшение сна даже у здоровых людей, не имеющих нарушений сна.

Влияние метода «Музыки мозга» на пациентов с нарушениями сна

Анкетная оценка основных параметров сна показала, что уже после первого прослушивания «Музыки мозга» положительные изменения (статистически достоверные) затрагивали все характеристики сна, подводя всю группу в целом к нижней границе нормы. По окончании курса лечения «Музыкой мозга» все субъективные характеристики сна достоверно улучшались, причем наибольший успех был достигнут по отношению к увеличению продолжительности сна и возрастанию оценки качества сна [4].

Наименьшее (но, тем не менее, статистически достоверное) влияние «Музыка мозга» оказывала на субъективную оценку качества утреннего пробуждения и количество сновидений. В результате лечения «Музыкой мозга» у больных инсомнией значительно снизились уровни личностной и реактивной тревоги. Нейрофизиологические исследования демонстрировали не только восстановление ритмического рисунка ЭЭГ, но и нормализацию межполушарных взаимоотношений (например, восстановилась функция правого полушария по первичной оценке получаемой информации). Ночное исследование сна (полисомнография) показало увеличение общей длительности сна, нарастание времени дельта-сна и фазы быстрого сна, снижение двигательной активности и времени бодрствования во сне. Нейрохимической базой подобного эффекта послужило увеличение ночной секреции мелатонина [16].

В плацебо-группах у 50% больных выявлен типичный плацебо-эффект с максимумом положительных клинических проявлений в первые несколько дней и снижением эффекта в последующем. «Музыка мозга» не вызывала побочных эффектов и осложнений.

Результаты применения метода «Музыки мозга» в лечении больных с паническими расстройствами

Одним из наиболее ярких клинических проявлений панических расстройств являются панические атаки, определяемые как пароксизмальные состояния, в структуру которых входит не менее 4 симптомов из перечисленных ниже:

  • одышка или ощущение слабости, дурноты
  • сердцебиение
  • дрожь, тремор
  • потливость
  • удушье
  • тошнота или абдоминальный дискомфорт
  • деперсонализация или дереализация
  • парестезии
  • дискомфорт в левой половине грудной клетки
  • страх смерти
  • волны жара и холода
  • страх сойти с ума или потерять над собой контроль

Данные состояния имеют четко очерченные начало и конец. Они повторяются через определенные временны́е промежутки. В приступах могут присутствовать отдельные функционально-неврологические симптомы. Вне приступов наблюдаются тревожное их ожидание и агорафобический синдром. Приступы могут быть развернутыми и абортивными, возникать спонтанно или в связи с ситуациями. В генезе панических атак важная роль отводится тревоге и депрессии, и наиболее эффективными лечебными средствами являются антидепрессанты и анксиолитики. Многие другие нелекарственные мероприятия, снижающие уровни тревоги и депрессии, также могут быть эффективны в лечении панических атак.

Ранее уже было показано, что «Музыка мозга» снижала тревогу и депрессию у больных инсомнией, и это дало возможность использовать данную методику и у больных с паническими расстройствами. Пациенты ежедневно 3 раза в день (утром, днем и вечером), а также в начальном периоде панической атаки слушали релаксационную музыку. Длительность курса лечения «Музыкой мозга» составила 15 дней. Уже после первого дня прослушивания «Музыки мозга» реактивная тревога снизилась на 10%. По окончании курса лечения отмечался выраженный клинический эффект, который подтверждался психологическим тестированием. На 9% снизился уровень личностной и на 8% реактивной тревоги. У части пациентов после первого дня прослушивания не было отчетливых изменений самочувствия, но по окончании курса лечения «отличный» эффект отмечен в 53,3%, а «хороший» – в 40%. При этом личностная тревога снизилась на 7,8%, а реактивная – на 9,8%. После курса лечения у всех пациентов возросла мощность альфа-диапазона и снизилась мощность бета-диапазона, а также мощность тета-диапазона в левом полушарии [12].

Практически у всех больных исчезли панические атаки, значительно уменьшилась выраженность агорафобических проявлений и ограничительного поведения, что расширило рамки социальной активности пациентов.

У больных, слушавших чужую музыку (плацебо), выявлены эффекты, подобные таковым в подгруппе плацебо больных инсомнией, т. е. определенные положительные сдвиги отмечены в первые дни прослушивания с последующим оскудением влияния. Практически все исследованные больные этой группы имели опыт применения анксиолитиков и антидепрессантов, многие проходили курсы акупунктуры и психотерапии. По мнению пациентов, метод «Музыка мозга» сопоставим по эффективности с фармакотерапией, будучи лишен при этом каких-либо негативных моментов. Пациенты считали, что «Музыка мозга» эффективнее акупунктуры и так же эффективна, как психотерапия, но гораздо проще последней в применении.

Результаты применения метода «Музыки мозга» в лечении пациентов с депрессией

Депрессия характеризуется снижением или отсутствием интереса, удовольствия, уменьшением аппетита или его повышением, потерей или прибавкой массы тела, инсомнией или гиперсомнией, психомоторной заторможенностью либо ажитацией, чувством утомления либо потери энергии, ощущением никчемности, неадекватным чувством вины, уменьшением возможности думать либо концентрировать внимание, повторяющимися мыслями о смерти или самоубийстве [17].

Клинические аспекты депрессии включают аффективные, моторные, вегетативные нарушения и нарушения цикла «сон-бодрствование».

В основе депрессии лежат биохимические механизмы, среди которых ведущие места принадлежат:

  • нарушениям обмена серотонина (секреции, выделения, рецепции, обратного захвата)
  • нарушениям обмена биогенных аминов, особенно дофамина (секреции, выделения, рецепции, обратного захвата)
  • нарушением обмена эндогенных опиатов
  • нарушениям обмена мозговых пептидов

Пациенты утром и днем слушали активационную музыку, а на ночь – релаксационную. Курс лечения продолжался 30 дней. После первого дня лечения всем больным проводилось психологическое тестирование с помощью теста МИЛ, которое выявило достоверное снижение уровня 7-й шкалы, что в некоторой степени свидетельствовало в пользу снижения уровня тревоги и соотносилось с субъективными ощущениями пациентов, отмечающих снижение «внутренней напряженности и приятную расслабленность». Субъективная оценка больными обеих групп результатов лечения «Музыкой мозга» была «отличной» – в 51%, «хорошей» – в 38%, «средней» – в 12%. В наибольшей степени лечение «Музыкой мозга» повлияло на повышение фона настроения. Практически все больные отметили эмоциональный подъем после курса лечения. Значительно повысилась работоспособность, практически исчезли панические атаки, нарушения ночного сна и дневная сонливость, существенно уменьшились фобические нарушения.

Все пациенты предпочли этот метод лечения другим фармакологическим и нефармакологическим воздействиям, отмечая отсутствие каких-либо побочных эффектов (которые особенно часто встречаются в начальном периоде применения антидепрессантов). У больных в подгруппе плацебо выявлены некоторые положительные сдвиги в первые дни прослушивания с последующим возвращением к исходному уровню [3].

Таким образом, проведенные исследования эффективности и безопасности «Музыки мозга» показали позитивное влияние этой методики на больных, страдающих весьма распространенными заболеваниями, такими как нарушения сна, тревога и депрессия. Здоровые люди реагировали на «Музыку мозга» также хорошо, как и пациенты, однако в тех случаях, когда находились в стрессовой ситуации. Когда здоровый человек не испытывает волнений, когда он живет полноценной жизнью, он не нуждается в дополнительных корригирующих воздействиях, в том числе и «Музыке мозга». Однако в условиях операторской деятельности, что присуще практически всем людям, возникает необходимость в оптимизации деятельности, и «Музыка мозга» является для этого весьма важной методикой.

Важно, что эффективность и безопасность «Музыки мозга» доказана не только с точки зрения субъективных ощущений пациентов, но и по результатам объективных исследований. Психологическими механизмами этого положительного эффекта было снижение уровней депрессии и тревоги. Нейрофизиологической базой этого эффекта служило усиление активности сомногенных систем мозга и нормализация межполушарных взаимоотношений и функций полушарий. Нейрохимической базой подобного эффекта стало увеличение ночной секреции мелатонина. Отсутствие побочных эффектов и осложнений в сочетании с высокой эффективностью со стойким положительным результатом, а также возможность сочетания этого метода с другими фармакологическими и нефармакологическими методиками, несомненно, выводит «Музыку мозга» на одно из лидирующих мест в лечении целого ряда весьма распространенных заболеваний. Дальнейшие исследования в этих направлениях позволят расширить медицинскую базу применения «Музыки мозга» у больных наркоманией (в аспекте лечения часто встречающихся у них нарушений сна, тревоги и депрессии), энурезом, паркинсонизмом и головными болями.

Музыка еще до конца не раскрыла все свои тайны. Многие авторы, от Пифагора до Кеплера, пытались навести мосты между музыкой и математикой. Ученые сделали лишь один новый шаг в этом направлении, получив эффективный способ терапии различных страданий человека. Впереди еще много исследований для того, чтобы понять «музыкальный язык», который Шопенгауэр квалифицировал как «язык сердца, универсальный и лишенный изображения».

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Сурненкова Татьяна Алексеевна (Tatyana A. Surnenkova) – врач функциональной диагностики высшей категории, руководитель Центра сомнологии, АО ГК «МЕДСИ», Москва, Российская Федерация
E-mail: surnenkova.ta@medsigroup.ru

Литература

  1. Левин Я. И. Способ воздействия на организм. Патент на изобретение № 2096990 от 27.11.1997 г.
  2. Левин Я.И., Даллакян И.Г., Гаврилов Д.Г. «Музыка мозга» – новый нефармакологический метод лечения инсомнии // Тезисы докладов Всероссийской конференции «Актуальные проблемы сомнологии» 19–20 ноября 1998 г. Москва, 1998. С. 61.
  3. Левин Я.И., Даллакян И.Г., Гаврилов Д.Г. «Музыка мозга» – новый нефармакологический метод лечения больных инсомнией, тревогой, депрессией // Тезисы докладов 1-го Международного конгресса «Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке». Москва, 2000. С. 60–61, 144–145.
  4. Левин Я.И. «Музыка мозга» в лечении больных инсомнией // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. 997. № 4. С. 39–44.
  5. Николя А., Лемуан П. Влияние «музыки мозга» на сон здоровых испытуемых // Тезисы докладов 2-й Всероссийской конференции «Актуальные проблемы сомнологии» 23–24 ноября 2000 г. Москва, 2000. С. 66.
  6. American Academy of Sleep Medicine. ICSD3: the International Classification of Sleep Disorders: Diagnostic and Coding Manual. 3rd ed. Rochester, MN: American Academy of Sleep Medicine, 2014.
  7. Aritake-Okada S., Kaneita Y., Uchiyama M., Mishima K., Ohida T. Non-pharmacological self-management of sleep among the Japanese general population // J. Clin. Sleep Med. 2009. Vol. 5, N 5. P. 464–469.
  8. Brown L.S., Jellison J. A. Music research with children and youth with disabilities and typically developing peers: a systematic review // J. Music Ther. 2012. Vol. 49, N 3. P. 335–364.
  9. Delphin-Combe F., Rouch I., Martin-Gaujard G., Relland S., Krolak-Salmon P. Effect of a non-pharmacological intervention, Voix d’Or, on behavior disturbances in Alzheimer disease and associated disorders // Geriatr. Psychol. Neuropsychiatr. Vieil. 2013. Vol. 11, N 3. P. 323–330.
  10. Frandsen R., Baandrup L., Kjellberg J., Ibsen R., Jennum P. Increased all-cause mortality with psychotropic medication in Parkinson’s disease and controls: a national register-based study // Parkinsonism Relat. Disord. 2014. Vol. 20, N 11. P. 1124–1128.
  11. Heise S., Steinberg H., Himmerich H. The discussion about the application and impact of music on depressive diseases throughout history and at present // Fortschr. Neurol. Psychiatr. 2013. Vol. 81, N 8. P. 426–436.
  12. Kayumov L., Soare K., Simkhovich Z., Goldstein Y., Gavrilov D., Shapiro C. et al. «Brain Music» for treatment of insomnia and anxiety // Sleep. 2002. Vol. 25, Suppl. P. 241.
  13. Korczak D., Wastian M., Schneider M. Music therapy in palliative setting // GMS Health Technol. Assess. 2013. Vol. 9. Abstr. Doc07.
  14. Krystal A. D. The changing perspective on chronic insomnia management // J. Clin. Psychiatry. 2004. Vol. 65, suppl. 8. P. 20–25.
  15. Léger D., Scheuermaier K., Philip P., Paillard M., Guilleminault C. SF-36: evaluation of quality of life in severe and mild insomniacs compared with good sleepers // Psychosom. Med. 2001. Vol. 63, N 1. P. 49–55.
  16. Levine I.I. «Brain Music» in the treatment of patients with insomnia // Neurosc. Behav. Physiol. 1998. Vol. 28, N 3. P. 330–335.
  17. Mazzarini L., Rapinesi C., Valentí M. et al. Mixed features in depression: the unmet needs of Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders Fifth Edition // Psychiatr. Clin. North Am. 2020. Vol. 43. P. 59–68.
  18. Morin C.M., Jarrin D. C. Epidemiology of insomnia: prevalence, course, risk factors, and public health burden // Sleep Med. Clin. 2013. Vol. 8, N 3. P. 281–297. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsmc.2013.05.00
  19. Morin C.M., LeBlanc M., Daley M., Gregoire J.P., Mérette C. Epidemiology of insomnia: prevalence, self-help treatments, consultations, and determinants of help-seeking behaviors // Sleep Med. 2006. Vol. 7, N 2. P. 123–130.
  20. Perlis M.L., Vargas I., Ellis J.G., Grandner M.A., Morales K.H., Gencarelli A. et al. The natural history of insomnia: the incidence of acute insomnia and subsequent progression to chronic insomnia or recovery in good sleeper subjects // Sleep. 2020. Vol. 43, N 6. Abstr. zsz299. DOI: https://doi.org/10.1093/sleep/zsz299
  21. Riemann D., Baglioni C., Bassetti C., Bjorvatn B., Dolenc Groselj L., Ellis J.G. et al. European guideline for the diagnosis and treatment of insomnia // J. Sleep Res. 2017. Vol. 26, N 6. P. 675–700.
  22. Wilson S.J., Nutt D.J., Alford C., Argyropoulos S.v. , Baldwin D.S., Bateson A.N. et al. British association for psychopharmacology consensus statement on evidence-based treatment of insomnia, parasomnias and circadian rhythm disorders // J. Psychopharmacol. 2010. Vol. 24. P. 1577–1601.

Материалы являются авторскими, перепечатка разрешена только с письменного согласия редакции.
Присылаем материалы не чаще раза в неделю

Спасибо за подписку!

Другие публикации данной специализации

Другие публикации авторов этой статьи

Предназначено только для врачей, журнал не несет ответственность за самолечение по материалам, опубликованным на сайте