Музыка по рецепту: уникальный способ улучшения сна и поддержания активного бодрствования
Сон играет важную роль в поддержании физического и психического здоровья населения. Нарушения сна широко распространены в современном обществе: около 27% населения в целом сообщают о симптомах бессонницы [20]. Бессонница характеризуется неудовлетворенностью качеством, продолжительностью или непрерывностью сна, например проблемами с засыпанием, поддержанием сна, ранними утренними пробуждениями или жалобами на невосстанавливающий сон [18].
Чтобы соответствовать диагностическим критериям бессонницы, человек должен испытывать трудности со сном не менее 3 ночей в неделю в течение как минимум 3 мес с сопутствующими нарушениями дневного функционирования или благополучия [6].
Как правило, когда у людей появляются симптомы бессонницы, они чаще всего не обращаются за профессиональной помощью [14]. Вместо этого многие используют различные стратегии самопомощи для улучшения сна. Некоторые принимают успокоительные препараты на основе растительных компонентов или биологически активные добавки для улучшения сна, другие следуют советам по гигиене сна, делают физические упражнения или используют различные способы релаксации. Если бессонница сохраняется и переходит в расстройство с сопутствующими дневными нарушениями, такими как сонливость, снижение концентрации внимания, раздражительность, вероятность обращения за профессиональной помощью увеличивается [18]. Несмотря на широкое использование снотворных препаратов, в качестве терапии первой линии при расстройстве сна рекомендуется
Учитывая текущие ограничения
В разные годы музыкальная терапия изучалась при различных физических и психических заболеваниях, таких как снятие боли [13], психиатрических заболеваниях, например при депрессии и тревожности [11], болезни Альцгеймера [9], и в качестве терапевтического подхода для детей с диагнозом расстройства аутистического спектра [8]. Исследования включали прослушивание широкого спектра произведений от классической релаксирующей музыки до современных
Российские ученые под руководством профессора, доктора медицинских наук
Суть метода в том, что внешнее звуковое воздействие на человека осуществляется в виде создания музыкальных звуков путем параметрического изменения их высоты, громкости и длительности в критериальной зависимости от изменения
Для оценки эффективности и безопасности метода «Музыка мозга» и в соответствии с требованиями доказательной медицины были проведены двойные слепые
В настоящее время наибольший опыт применения «Музыки мозга» накоплен в области лечения хронической бессонницы, депрессии, панических атак и других тревожных состояний, а также повышения адаптации здоровых людей.
Результаты применения метода «Музыка мозга» у здоровых людей
У здоровых людей применялась следующая схема регистрации ЭЭГ, ее обработки и преобразования в музыку. Вначале регистрировалась ЭЭГ в течение 5 мин. При регистрации использовались 4 монополярных отведения: лоб справа и слева, центр справа и слева. Проводился визуальный анализ (с помощью функции просмотра) всех секторов ЭЭГ (по всем каналам) и удаление артефактных секторов (двигательных, электродных
Студенты. Эта группа была представлена людьми, привыкшими готовиться к экзамену в последнюю ночь. В течение ночи перед экзаменом, в процессе подготовки, они один раз в час слушали активационную музыку. При этом им не разрешалось пить кофе и крепкий чай. Экзамены были сданы успешнее, чем в предыдущие сессии, и оценки были на 1 балл выше: обычно – 3,2 балла (средний по группе); после «Музыки мозга» – 4,1 балла (средний по группе).
Спортсмены. Они прослушивали рекомендованные сочетания релаксационной и активационной музыки не менее 3 раз в день в течение 1 мес. В результате по их самоотчетам и по мнению тренеров спортсмены успешнее выступали на соревнованиях, лучше концентрировались в необходимые моменты, а также быстрее расслаблялись после соревнований.
Управленцы. Эти формально здоровые люди нередко имели пограничные значения балльной анкеты сна и повышенные показатели реактивной тревожности. Они слушали релаксационную и активационную музыку от 1 до 3 раз в день (по индивидуальному плану) в течение 1 мес. По их самоотчетам улучшился ночной сон, а также улучшилась переносимость ежедневных нагрузок, они стали спокойнее, что соответствовало снижению уровня реактивной тревожности.
Несомненно, интересные данные были получены французскими исследователями A. Nicolas и P. Lemoine (Клиническое объединение биологической психиатрии Госпитального специализированного центра Левинатье, руководитель – доктор Патрик Лемуан, Лион, Франция), изучавшими влияние «Музыки мозга» на сон здоровых испытуемых. Испытуемые субъективно оценивали сон (опросник балльной оценки сна, общая удовлетворенность сном) и настроение (опросник Бэка) в течение 3 нед [5].
Также отмечено снижение количества пробуждений во время сна при сравнении этих показателей между
Влияние метода «Музыки мозга» на пациентов с нарушениями сна
Анкетная оценка основных параметров сна показала, что уже после первого прослушивания «Музыки мозга» положительные изменения (статистически достоверные) затрагивали все характеристики сна, подводя всю группу в целом к нижней границе нормы. По окончании курса лечения «Музыкой мозга» все субъективные характеристики сна достоверно улучшались, причем наибольший успех был достигнут по отношению к увеличению продолжительности сна и возрастанию оценки качества сна [4].
Наименьшее (но, тем не менее, статистически достоверное) влияние «Музыка мозга» оказывала на субъективную оценку качества утреннего пробуждения и количество сновидений. В результате лечения «Музыкой мозга» у больных инсомнией значительно снизились уровни личностной и реактивной тревоги. Нейрофизиологические исследования демонстрировали не только восстановление ритмического рисунка ЭЭГ, но и нормализацию межполушарных взаимоотношений (например, восстановилась функция правого полушария по первичной оценке получаемой информации). Ночное исследование сна (полисомнография) показало увеличение общей длительности сна, нарастание времени
В
Результаты применения метода «Музыки мозга» в лечении больных с паническими расстройствами
Одним из наиболее ярких клинических проявлений панических расстройств являются панические атаки, определяемые как пароксизмальные состояния, в структуру которых входит не менее 4 симптомов из перечисленных ниже:
- одышка или ощущение слабости, дурноты
- сердцебиение
- дрожь, тремор
- потливость
- удушье
- тошнота или абдоминальный дискомфорт
- деперсонализация или дереализация
- парестезии
- дискомфорт в левой половине грудной клетки
- страх смерти
- волны жара и холода
- страх сойти с ума или потерять над собой контроль
Данные состояния имеют четко очерченные начало и конец. Они повторяются через определенные временны́е промежутки. В приступах могут присутствовать отдельные
Ранее уже было показано, что «Музыка мозга» снижала тревогу и депрессию у больных инсомнией, и это дало возможность использовать данную методику и у больных с паническими расстройствами. Пациенты ежедневно 3 раза в день (утром, днем и вечером), а также в начальном периоде панической атаки слушали релаксационную музыку. Длительность курса лечения «Музыкой мозга» составила 15 дней. Уже после первого дня прослушивания «Музыки мозга» реактивная тревога снизилась на 10%. По окончании курса лечения отмечался выраженный клинический эффект, который подтверждался психологическим тестированием. На 9% снизился уровень личностной и на 8% реактивной тревоги. У части пациентов после первого дня прослушивания не было отчетливых изменений самочувствия, но по окончании курса лечения «отличный» эффект отмечен в 53,3%, а «хороший» – в 40%. При этом личностная тревога снизилась на 7,8%, а реактивная – на 9,8%. После курса лечения у всех пациентов возросла мощность
Практически у всех больных исчезли панические атаки, значительно уменьшилась выраженность агорафобических проявлений и ограничительного поведения, что расширило рамки социальной активности пациентов.
У больных, слушавших чужую музыку (плацебо), выявлены эффекты, подобные таковым в подгруппе плацебо больных инсомнией,
Результаты применения метода «Музыки мозга» в лечении пациентов с депрессией
Депрессия характеризуется снижением или отсутствием интереса, удовольствия, уменьшением аппетита или его повышением, потерей или прибавкой массы тела, инсомнией или гиперсомнией, психомоторной заторможенностью либо ажитацией, чувством утомления либо потери энергии, ощущением никчемности, неадекватным чувством вины, уменьшением возможности думать либо концентрировать внимание, повторяющимися мыслями о смерти или самоубийстве [17].
Клинические аспекты депрессии включают аффективные, моторные, вегетативные нарушения и нарушения цикла
В основе депрессии лежат биохимические механизмы, среди которых ведущие места принадлежат:
- нарушениям обмена серотонина (секреции, выделения, рецепции, обратного захвата)
- нарушениям обмена биогенных аминов, особенно дофамина (секреции, выделения, рецепции, обратного захвата)
- нарушением обмена эндогенных опиатов
- нарушениям обмена мозговых пептидов
Пациенты утром и днем слушали активационную музыку, а на ночь – релаксационную. Курс лечения продолжался 30 дней. После первого дня лечения всем больным проводилось психологическое тестирование с помощью теста МИЛ, которое выявило достоверное снижение уровня
Все пациенты предпочли этот метод лечения другим фармакологическим и нефармакологическим воздействиям, отмечая отсутствие
Таким образом, проведенные исследования эффективности и безопасности «Музыки мозга» показали позитивное влияние этой методики на больных, страдающих весьма распространенными заболеваниями, такими как нарушения сна, тревога и депрессия. Здоровые люди реагировали на «Музыку мозга» также хорошо, как и пациенты, однако в тех случаях, когда находились в стрессовой ситуации. Когда здоровый человек не испытывает волнений, когда он живет полноценной жизнью, он не нуждается в дополнительных корригирующих воздействиях, в том числе и «Музыке мозга». Однако в условиях операторской деятельности, что присуще практически всем людям, возникает необходимость в оптимизации деятельности, и «Музыка мозга» является для этого весьма важной методикой.
Важно, что эффективность и безопасность «Музыки мозга» доказана не только с точки зрения субъективных ощущений пациентов, но и по результатам объективных исследований. Психологическими механизмами этого положительного эффекта было снижение уровней депрессии и тревоги. Нейрофизиологической базой этого эффекта служило усиление активности сомногенных систем мозга и нормализация межполушарных взаимоотношений и функций полушарий. Нейрохимической базой подобного эффекта стало увеличение ночной секреции мелатонина. Отсутствие побочных эффектов и осложнений в сочетании с высокой эффективностью со стойким положительным результатом, а также возможность сочетания этого метода с другими фармакологическими и нефармакологическими методиками, несомненно, выводит «Музыку мозга» на одно из лидирующих мест в лечении целого ряда весьма распространенных заболеваний. Дальнейшие исследования в этих направлениях позволят расширить медицинскую базу применения «Музыки мозга» у больных наркоманией (в аспекте лечения часто встречающихся у них нарушений сна, тревоги и депрессии), энурезом, паркинсонизмом и головными болями.
Музыка еще до конца не раскрыла все свои тайны. Многие авторы, от Пифагора до Кеплера, пытались навести мосты между музыкой и математикой. Ученые сделали лишь один новый шаг в этом направлении, получив эффективный способ терапии различных страданий человека. Впереди еще много исследований для того, чтобы понять «музыкальный язык», который Шопенгауэр квалифицировал как «язык сердца, универсальный и лишенный изображения».
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Сурненкова Татьяна Алексеевна (Tatyana A. Surnenkova) – врач функциональной диагностики высшей категории, руководитель Центра сомнологии, АО ГК «МЕДСИ», Москва, Российская Федерация
Литература
- Левин
Я. И. Способ воздействия на организм. Патент на изобретение № 2096990 от27.11.1997 г. - Левин Я.И., Даллакян И.Г., Гаврилов Д.Г. «Музыка мозга» – новый нефармакологический метод лечения инсомнии // Тезисы докладов Всероссийской конференции «Актуальные проблемы сомнологии»
19–20 ноября 1998 г. Москва, 1998. С. 61. - Левин Я.И., Даллакян И.Г., Гаврилов Д.Г. «Музыка мозга» – новый нефармакологический метод лечения больных инсомнией, тревогой, депрессией // Тезисы докладов
1-го Международного конгресса «Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке». Москва, 2000. С. 60–61, 144–145. - Левин Я.И. «Музыка мозга» в лечении больных инсомнией // Журнал неврологии и психиатрии имени
С. С. Корсакова . 997. № 4. С. 39–44. - Николя А., Лемуан П. Влияние «музыки мозга» на сон здоровых испытуемых // Тезисы докладов
2-й Всероссийской конференции «Актуальные проблемы сомнологии»23–24 ноября 2000 г. Москва, 2000. С. 66. - American Academy of Sleep Medicine. ICSD3: the International Classification of Sleep Disorders: Diagnostic and Coding Manual. 3rd ed. Rochester, MN: American Academy of Sleep Medicine, 2014.
Aritake-Okada S., Kaneita Y., Uchiyama M., Mishima K., Ohida T.Non-pharmacological self-management of sleep among the Japanese general population // J. Clin. Sleep Med. 2009. Vol. 5, N 5. P. 464–469.- Brown L.S., Jellison
J. A. Music research with children and youth with disabilities and typically developing peers: a systematic review // J. Music Ther. 2012. Vol. 49, N 3. P. 335–364. Delphin-Combe F., Rouch I.,Martin-Gaujard G., Relland S.,Krolak-Salmon P. Effect of anon-pharmacological intervention, Voix d’Or, on behavior disturbances in Alzheimer disease and associated disorders // Geriatr. Psychol. Neuropsychiatr. Vieil. 2013. Vol. 11, N 3. P. 323–330.- Frandsen R., Baandrup L., Kjellberg J., Ibsen R., Jennum P. Increased
all-cause mortality with psychotropic medication in Parkinson’s disease and controls: a nationalregister-based study // Parkinsonism Relat. Disord. 2014. Vol. 20, N 11. P. 1124–1128. - Heise S., Steinberg H., Himmerich H. The discussion about the application and impact of music on depressive diseases throughout history and at present // Fortschr. Neurol. Psychiatr. 2013. Vol. 81, N 8. P. 426–436.
- Kayumov L., Soare K., Simkhovich Z., Goldstein Y., Gavrilov D., Shapiro C. et al. «Brain Music» for treatment of insomnia and anxiety // Sleep. 2002. Vol. 25, Suppl. P. 241.
- Korczak D., Wastian M., Schneider M. Music therapy in palliative setting // GMS Health Technol. Assess. 2013. Vol. 9. Abstr. Doc07.
- Krystal
A. D. The changing perspective on chronic insomnia management // J. Clin. Psychiatry. 2004. Vol. 65, suppl. 8. P. 20–25. - Léger D., Scheuermaier K., Philip P., Paillard M., Guilleminault C.
SF-36 : evaluation of quality of life in severe and mild insomniacs compared with good sleepers // Psychosom. Med. 2001. Vol. 63, N 1. P. 49–55. - Levine I.I. «Brain Music» in the treatment of patients with insomnia // Neurosc. Behav. Physiol. 1998. Vol. 28, N 3. P. 330–335.
- Mazzarini L., Rapinesi C., Valentí M. et al. Mixed features in depression: the unmet needs of Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders Fifth Edition // Psychiatr. Clin. North Am. 2020. Vol. 43. P. 59–68.
- Morin C.M., Jarrin
D. C. Epidemiology of insomnia: prevalence, course, risk factors, and public health burden // Sleep Med. Clin. 2013. Vol. 8, N 3. P. 281–297. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsmc.2013.05.00 - Morin C.M., LeBlanc M., Daley M., Gregoire J.P., Mérette C. Epidemiology of insomnia: prevalence,
self-help treatments, consultations, and determinants ofhelp-seeking behaviors // Sleep Med. 2006. Vol. 7, N 2. P. 123–130. - Perlis M.L., Vargas I., Ellis J.G., Grandner M.A., Morales K.H., Gencarelli A. et al. The natural history of insomnia: the incidence of acute insomnia and subsequent progression to chronic insomnia or recovery in good sleeper subjects // Sleep. 2020. Vol. 43, N 6. Abstr. zsz299. DOI: https://doi.org/10.1093/sleep/zsz299
- Riemann D., Baglioni C., Bassetti C., Bjorvatn B., Dolenc Groselj L., Ellis J.G. et al. European guideline for the diagnosis and treatment of insomnia // J. Sleep Res. 2017. Vol. 26, N 6. P. 675–700.
- Wilson S.J., Nutt D.J., Alford C., Argyropoulos S.
v. , Baldwin D.S., Bateson A.N. et al. British association for psychopharmacology consensus statement onevidence-based treatment of insomnia, parasomnias and circadian rhythm disorders // J. Psychopharmacol. 2010. Vol. 24. P. 1577–1601.